Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Экологическая сказка. Сочиняем вместе с ребенком.

Опубликовано 09.10.2013

Экологическое воспитание детей занимает важнейшее место в общем их развитии, ведь именно в его процессе ребенок учится видеть и любить красоту вокруг, ценить природное разнообразие, беречь природу, ощущать себя частью большого и красивого Мира. Прекрасным методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок вместе с малышом. 

Замечательные ученые-педагоги и психологи (Стрелкова Л., Петрикевич А.) придумали простые правила создания экологической сказки. В них учтена важная последовательность шагов. Сегодня мы о них и поговорим.

Шаг 1. Первые короткие наблюдения за живым объектом.

Это обычные наблюдения, которые случаются каждый день и которые подсказывают взрослому, о каком живом существе будет сочиняться сказка. Если 2-летний малыш впервые заинтересовался муравьями (видел раньше, но не интересовался), присел на корточки, стал рассматривать, это сигнал родителю «запустить проект экологической сказки». Наблюдения длятся 3-5 минут. Взрослый проговаривает, комментирует то, что происходит. Если это муравьи, то куда они бегут, что делают, где их путь, сколько их... Самое важное на этом этапе - эмоционально озвучить наблюдение, например: «Муравьи! Какие хорошие! Вы нам понравились! Где же вы живете, Муравьи? Мы вас не побеспокоим, только посмотрим. До встречи! Пойдем, Миша, дома я расскажу тебе сказку о муравье!».

 

Шаг 2. Сочинение и рассказывание сказки.

Сочините или вспомните из своего детства простую историю о живом существе (в нашем случае главный герой - Муравей). При сочинении сказки обязательно учитывать 3 правила:

1. Главный герой попадает в неблагоприятную ситуацию, где нарушаются правила его обычной жизни: питания, дыхания, движения, чувствительности, роста, размножения. Можно ввести отрицательного персонажа, который «поступил» неправильно (Злой волшебник, Плохой мальчик, Капризная девочка и т.д.).

2. Появляется волшебный персонаж, который помогает главному герою попасть домой (это может быть добрый гном или ребенок с именем вашего малыша).

3. Герой попадает домой, в свои обычные условия, радуются его близкие (мама и папа, детки). С благодарностью вспоминают тех, кто помог герою в трудную минуту.

Сказки могут сопровождаться рисунками (уровень ваших изобразительных способностей не имеет значения). Если найдутся подходящие куклы, это усилит феномен сопереживания малышом главному герою. Сказку можно повторить несколько раз, рассказывать ее в течение дня. Вечером можно развить сюжет истории.

 

Шаг 3. Игра-беседа с картиной или куклой-персонажем.

На следующий день проведите маленькую игру. Используйте нарисованную куклу героя или рисунок и задайте вопросы малышу: «Привет! Ты помнишь, как меня зовут? Правильно! А тебя как зовут? Когда я потерялся, я плакал? Мне было плохо. Чего мне не хватало?.. Правильно! А кто мне помог? Молодец, ты запомнил! Что мне нужно для хорошей жизни? Правильно, умница!..». Если малыш не отвечает, сами от его имени дайте правильные ответы.

 

Шаг 4. Наблюдение за объектом.

Теперь вы вместе с малышом можете смело идти в гости к «живому соседу». Организуйте специальную экскурсию: «Мы с тобой подготовились, все узнали про Муравья, мы ему не помешаем, постараемся найти дом, где он живет со своими родственниками, друзьями». Найдете муравейник по «муравьиной дорожке». Поздоровайтесь с живыми существами: «Привет, Муравьи! Можно мы посмотрим, как вы живете? Мы вас не обидим».Постарайтесь увидеть, что несут муравьи, новые следы муравьиных дорожек. Попробуйте на песке нарисовать схему муравьиных путей. Положите осторожно на муравьиной дорожке очень маленький кусочек яблока, моркови, семечка. Понаблюдайте, что будет происходить. Пожелайте муравьям всего хорошего: «До свидания. Мы будем заходить к вам в гости!».

 

Шаг 5. Что сделать завтра?

Для усиления эмоционального восприятия персонажа можно использовать различные виды творческой деятельности, хорошо знакомые малышу:

• устроить театрализацию фрагментов или всей сказки;

• использовать художественные виды деятельности (рисунки главного героя, комиксы о нем, аппликации, лепку, конструирование из проволоки и бусин и др.);

• провести игры-беседы персонажа с членами семьи;

• придумать новые истории про героя;

• выкладывать камешками (желудями, семенами других растений) на песке силуэт героя по нарисованному контуру;

• упражняться в пантомиме и имитации звуков живого существа;

• исполнять и придумывать песни о герое;

• исполнять танцы;

• рассматривать альбомы или энциклопедии о жизни изучаемого живого существа;

• проводить простейшие опыты и эксперименты (например, сможет ли ваш малыш и вы с завязанными платком глазами отличить дерево от куста);

• играть в подвижные игры;

• организовывать экскурсии в парк, лес, поле;

• рассказать об узнанном бабушке, дедушке, тете;

• сфотографировать живое существо и сделать оригинальные обои на телефон или монитор компьютера;

• составить «дневничок наблюдений» с рисунками, заметками, условными знаками, придуманными вами и малышом...

 

Конечно, дорогие родители, можно ограничиться только рассказыванием сказки - это уже хорошо. Но если вы сможете увлечь малыша и другими методами исследования природного объекта, вы сможете охватить целый комплекс развивающих задач и научить малыша необходимым навыкам научного поиска и изучения заинтересовавшей его темы. В школьные годы он не раз с благодарностью вспомнит эти «сказочки». А его бережное отношение к природе будет эталоном гуманного отношения к природным объектам: наблюдать, не вмешиваться в жизнь диких существ, мирно и благодарно жить рядом. 

 

Успехов вам в воспитании и налюдениях за Природой!

 

Шлю вам лучики добра,

автор статьи Вероника Трубникова.

 

Рекомендуем почитать:

Что такое вальдорфская игрушка? Это не заразно?

Вальдорфская система образования: детский сад и школа.

Вальдорфские игрушки: классификация.