Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Личный опыт: 5 важных вещей, которым научили нас наши дети.

Опубликовано 27.03.2015

Я хорошо помню ожидание первого ребенка и наши с мужем родительские чаяния, связанные с его появлением. В доме заранее появились различные развивающие методики, были проштудированы и даже иногда законспектированы статьи о развитии и обучении,  закуплена музыка, игрушки, диски, а в голове роились картинки с изображением счастливого маленького гения, спортсмена, активиста и вообще супер-человека одновременно. Самым главным чувством, которое овладевало нами тогда, было стремление ДАТЬ. Дать ребенку самое лучшее, побольше, как можно больше. Сейчас старшему сыну 4,5 года, и еще неизвестно, кто от кого больше научился – мы от детей или они от нас... 

1)   Урок 1. Давай столько, сколько от тебя готовы принять.

Мы (большинство из нас, во всяком случае) живем в обществе потребления, и так прочно засевший в нас стереотип чрезмерного потребления, применительно к детско-родительским отношениям, часто трансформируется в «дать ребенку как можно больше». Причем если в отношении самих себя люди сейчас все чаще задумываются о чрезмерности потребления (во всяком случае, хотелось бы в это верить), то в отношении детей действует иная логика: «на детях мы не экономим», за которой зачастую стоит элементарный страх – страх недодать, не успеть, страх «а что если все дети будут это уметь, а мой нет» и так далее.  Но в этом стремлении дать мы  часто забываем о том, что гораздо важнее способность и желание ребенка взять, принять то, что мы даем. И это было первым уроком нашего маленького сына.

Нам повезло, и первым у нас родился очень чувствительный ребенок. Сейчас ему 4 с половиной года, и его способности к эмпатии могут позавидовать многие взрослые. В этом есть и наследственность, и его уникальные черты, и в целом мы очень рады, что он именно такой. А после его рождения он, как и многие другие чувствительные дети,  да и дети вообще, искренне стремился к тому, чтобы все его чувства были поняты и приняты именно здесь и сейчас, и очень явно давал нам понять, чего он хочет, а чего нет. Он хотел движения, прикосновений, объятий, впечатлений и не хотел карточек, картинок и других обучающих материалов. И соответственно  выдавал обратную связь – от того, что ему нравилось, он радовался и активно учился делать что-то новенькое, а от карточек и картинок отдачи было 0 и мы достаточно быстро прекратили их использование. Зато сенсорные материалы: шуршалки, шумелки, разные фактуры, массажные приспособления, игры с цветами-запахами-поверхностями он очень полюбил. Мы старались делать именно то, что ему нравится, развивать эти стороны его ощущений, придумывать новые варианты игр. И все были довольны :)

Этот урок оказался важен для нас, родителей, и в нашей взрослой жизни. Мы научились не лезть со своими советами туда, где совета не просят. Не делиться информацией, до которой дошли сами, с теми, кто не готов пока ее воспринять. В целом, сместили акцент с того, что мы можем дать, на то, что от нас готовы принять, в каком-то смысле став менее эгоистичными.

 

2)   Урок 2. Все, что испачкано, может быть почищено, если нужно, конечно.

Меня «отпустило» только на втором ребенке, когда старшему исполнилось 2 года. До рождения второго я искренне пыталась поддерживать в идеальной чистоте все: дом, игрушки, посуду, мысли и поступки по отношению к ребенку. В попытках соответствовать идеальному образу «золотой мамы», разумеется. Никто не знает, сколько материнских неврозов стало следствием такого вот поведения, но совершенно точно – немало, потому что в этой битве мы всегда проигрываем. В детях природой заложен познавательный интерес, который обязательно влечет разрушения мелкие и не очень, рассыпанные предметы, разлитые жидкости, размазанную еду или грязь, заковыривание всего и всюду… Они учатся на этом, и самое лучшее, что мы можем сделать в процессе – направить их познавательную активность и отойти в сторонку.  А потом вместе все отмыть и убрать. То же самое касается и эмоций. В процессе поиска границ дозволенного дети очень часто провоцируют взрослых на эмоции. Таким образом происходит «тестирование», проверка – что можно и до каких пределов.  И пределами очень часто служат наши негативные эмоции, выраженные в разной форме. Да, кричать на детей нельзя. Но еще хуже давить из себя улыбку, если ребенок границы явно перешел. Поэтому, если повели себя с ребенком «не на высоте» и сожалеете об этом – всегда можно дать ему понять, что вам жаль, обсудить произошедшее и вместе  «отмыть» это пятнышко.

 

3)   Урок 3. Доверяя и отпуская, можно добиться многого.

Так сложилось, к счастью, что закупленные заранее приспособления безопасности так никогда и не были использованы. Мы позволяли и позволяем детям необходимое количество раз упасть, прищемить палец, удариться, обжечься, чтобы приобрести их собственный опыт проживания этих ситуаций. Лестницы, ямы и насыпи, прогулки в лесу по бурелому – все это они осваивают самостоятельно и с большим удовольствием. Результат сначала удивлял, а теперь кажется совершенно естественным – ребенок, которому доверяют, сам учится избегать опасностей, даже тех, о которых его не предупредили. Учится доверять себе, рассчитывать на себя, одновременно понимая возможности собственного тела. И также учится сам преодолевать препятствия, что не менее важно. 

 

4)   Урок 4. Обнимемся, это нужно всем нам.

Объятия – то, что помогает решить подавляющее большинство проблем. Дети подрались, или расстроены, или нет никаких сложностей, а просто начался новый день и вы хотите провести его в радости – обнимайтесь! Объятия повышают уровень окситоцина, делают нас всех счастливее, позволяют показать, как нам дороги наши близкие, да просто это очень приятно. Объятия  и мамин легкий массаж (а если еще и с песенкой - то лучше не придумаешь) способны снять негативное напряжение после большого дня, повысить настроение, убрать проявления гиперактивности у «разбесившегося» ребенка, и конечно унять слезы.

 

5)   Урок 5. Мы все – часть большого Мира.

Старший сын любит рассказывать историю о том, что было до его рождения. Он был «наверху», выбрал маму и папу и знал, что в этой семье еще должен родиться его братик, но он очень хотел быть первым – поэтому родился раньше. Все это говорится очень уверенно, констатируя факт. Точно так же он рассуждает о других вещах, например о том, что все звезды на небе когда-то родились, каждая в свой час и когда-то умрут. Что нельзя обижать насекомых, потому что у них тоже есть семьи и их ждут дома :) На его вопросы, недетские, про «все ли люди умирают», «зачем мы пришли в этот мир» и «кто зажег Солнце» нужны ответы. И нам нужно давать их ему, переделывая свои сложные философские модели устройства мира в простые формулировки. И это ох как интересно и увлекательно :)

 

Главное, чему научило нас родительство – открытости новому и постоянному удивлению от того, как много могут дать нам дети :).

 

Мира вашей семье!

Автор статьи

Вероника Трубникова

 

 

Рекомендуем почитать:

Духовное воспитание ребенка в семье

Детские музыкальные инструменты: развиваем чувство ритма.

Что такое вальдорфская игрушка? Это не заразно?

Вальдорфская система образования: детский сад и школа.

Вальдорфские игрушки: классификация.