Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Вальдорфская система образования. Десткий сад и школа.

Опубликовано 19.09.2013

Давайте продолжим разговор о вальдорфской педагогике. Писать буду от первого лица, поскольку мой старший сын занимается в вальдорфском саду и я уже немного знакома с системой "изнутри". Немного, потому что познавать ее можно бесконечно, и мы с детьми - в самом начале увлекательного пути.

Для начала, скажу о том, что именно лично меня очаровало и покорило в основах вальдорфской системы. В базе вальдорфской педагогики лежит гармоничное развитие ребенка. Развитие и укрепление целостности души, тела и ума. Согласно вальдорфской теории, человек взрослеет и формируется в течение 21 года. Это - три семилетки, каждая из которых проходит под определенным девизом и целью. В первые 7 лет жизни ребенок должен усвоить, что мир ДОБР. Это ему должны показывать и родители, и воспитатели, окружая его любовью и демонстрируя, что именно доброта - основа мироустройства. Вторая семилетка - о том, что мир ИНТЕРЕСЕН. И третья - о том, что мир СПРАВЕДЛИВ. Именно этим трем понятиям подчинена вся система обучения и воспитания. Понятно, что, при условии усвоения всех трех истин, в итоге к 21 годам получается прекрасно развитая личность, твердо стоящая на ногах и уверенно глядящая вперед.

 

Вальдорфский детский сад.
На самом деле, написать от своего имени могу только о подготовительной группе - сын еще мал, в садик берут позже, с 4 лет. Поэтому мы ходим 2 раза в неделю в подготовительную группу. Занятия проходят в окружении специального интерьера, который трансформируется в зависимости от целей в ходе занятия. В целом в течение года все занятия подчинены естественному ритму - с начала Осени дети готовятся к празднику Урожая, потом к Рождеству, потом к Пасхе, делают на занятиях подарки, атрибутику, предметы праздничного убранства. Взрослые непременно участвуют в деятельности, показывая детям пример (в этом сходство с обычными развивающими занятиями - в большинстве детских клубов такая же система). 


Я расспрашивала воспитательницу, которых, кстати, в вальдорфской системе называют садовницами, о том, как все будет дальше, в саду. Группы разновозрастные, придя в коллектив в возрасте 3,5 - 4 лет как самый младший, ребенок затем растет вместе с группой, постепенно становясь самым старшим. Так дети учатся выполнять разные социальные роли. Каждый год часть детей выпускается и приходят новые. Питание, во всяком случае в нашем саду - преимущественно здоровое и вегетарианское (для меня это плюс), и уж точно никто не будет надевать на голову ребенку тарелку с недоеденной кашей)). Занятия преимущественно творческие, но что удивительно - все выпускники сада умеют читать и многие писать, хотя их специально этому не учат ни в саду, ни большинство родителей дома. Система организована так, что дети научаются этому сами. Прогулки каждый день, и один день в неделю - большая прогулка в парк в нескольких километрах от сада. 


Вальдорфская школа.
То, что я знаю лишь понаслышке-начитке и по комментариям работников. 
Есть основной урок, называется – главный урок. В 1-2 классах к главному уроку относятся такие предметы, как: письмо, математика, живопись, рисование форм, в старших классах прибавляются другие предметы. Основные предметы идут эпохами. Эпоха длится, примерно три недели. Например, идет эпоха математики, это значит, что в течении трех недель, каждый день, на главном уроке дети занимаются только математикой. При этом  других основных предметов (письма, рисования форм…) у них нет. Следующие три недели идет другая эпоха, например, письма. Получается метод глубокого погружения в предмет. В главном уроке, есть разные составляющие части. Музыкальная: все дети начинают утро с игры на флейтах – это обязательно.   Далее идет часть, когда дети сидят за партами, слушают, работают с тетрадями, отвечают с места, рисуют, поют, играют сидя.   И есть ритмическая часть, где дети изучают предмет в подвижной игре. Дети много двигаются на уроках, особенно в начальной школе. Очень важно, что в такой момент у ребенка работает не только голова, но и тело. Ум и тело объединены и работают синхронно, да еще все это подкрепляется эмоциями.

Кроме основных уроков, есть и сопутствующие, которые длятся 40 минут. К таким урокам относятся: иностранные языки (с первого класса английский, немецкий), рукоделие, эвритмия – это необычный предмет, двигательный. Когда необходимо через телесные движения передать слова и чувства. Например, телом рассказать стихотворение. У каждого звука, буквы, слова, есть свой жест, свое движение. Эвритмия это не танец, но и не простые движения. Сложно описать словами, лучше, конечно видеть. Это очень красиво выглядит. На этом уроке дети учатся выражать в движении свой внутренний мир, учатся быть плавными и пластичными. 
В процессе взросления детей появляются новые предметы: природоведение, история, астрономия, алгебра, геометрия, физика и др…
Все предметы в школе, которые проходит ребенок, взаимосвязаны между собой. Например, в восьмом классе, на уроке рукоделия дети делают воздушного змея, этот змей связан с физикой, на  уроках физики ученики проходят всевозможные физические законы и явления, которые позволяют этому змею летать. Таким образом, дети не просто услышали и выучили какую-либо информацию, они ее прожили на собственном опыте и будьте уверены, что они эту информацию уже не забудут. Изучили законы, сделали змея, проверили – запустили.  
До 7 класса включительно, нет оценок. По окончании учебного года родителям выдается письменная характеристика на каждого ребенка с описанием достигнутого уровня по всем предметам. Оценка по общепринятой системе показателей качества обучения осуществляется только при аттестации по итогам 4-го, 9-го и 11-го классов.
В вальдорфской школе один основной учитель до 8 класса включительно. Это значит, что основные предметы, которые идут во время главного урока, ведет один человек. Это и письмо, и математика, и история, и астрономия, и алгебра, и физика и многое другое.
Для детей 7-12 лет важнейшими являются личные качества педагога, а не только его уровень владения специальными знаниями по конкретному предмету. Условием  подобной «универсальности» педагога является специальное образование в области методики преподавания этих предметов. Кроме того, подобный подход снимает проблему преемственности начальной и основной школы.
А вот с девятого класса, уже появляется классный руководитель, и по каждому предмету свой учитель, как и в традиционной школе.

 

«Минусы» вальдорфской школы.
Конечно, к минусам можно отнести то, что вам придется вооружиться терпением и объяснять всем знакомым и родным, что же это за система такая и почему ваше дитятко не пошло в обычную элитную гимназию, как соседский мальчик/девочка. Но это ведь кому минус а кому и плюс :)

На мой взгляд, главный возможный минус вот в чем. Если ребенок хорошо влился в систему вальдорфской школы, и если вдруг, по каким-то причинам родители захотят его перевести в другую школу, это будет сложно. Поскольку система обучения другая, есть разница в школьной программе обычной школы и вальдорфской. Да и сам подход различается кардинально. 


Зато в итоге, выпускники  вальдорфской школы имеют гораздо больше прикладных знаний и всевозможных навыков. Это, как правило, очень творческие люди, очень открытые и смелые в своем самовыражении. Поэтому - выбор за вами. Мы свою систему выбрали. Будем и дальше рассказывать об ее особенностях.)

 

Шлю вам лучики добра,

Вероника Трубникова.